Схема строительной площадки дома

Схема строительной площадки дома


СТО НОСТРОЙ 2.33.52-2011


ОКС 93.010

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр научных исследований организации, механизации, технологии строительного производства (ООО "ЦНИОМТП")

2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ Комитетом по промышленному строительству Национального объединения строителей, протокол от 23 декабря 2011 г. N 15

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 30 декабря 2011 г. N 24

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.
Настоящий стандарт разработан в развитие свода правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" для конкретизации и выработки единых требований к организации строительных площадок для нового строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения.
Стандарт взаимоувязан со стандартами Национального объединения строителей по производству строительных работ и оценке соответствия, национальными стандартами и строительными нормами и правилами, Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 02 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Градостроительный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию", Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ "О геодезии и картографии", приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту".
________________
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 134-ФЗ.
Утратил силу с 1 мая 2009 года на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Федеральный закон от 26.12.95 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". - Примечания изготовителя базы данных.

Авторский коллектив: докт. техн. наук, проф. П.П.Олейник, канд. техн. наук, старший научный сотрудник В.И.Бродский, О.В.Баранов, Ю.А.Гутарев, В.А.Щитникова (ООО "Центр научных исследований организации, механизации, технологии строительного производства").

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на строительство новых зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, устанавливает правила по организации строительных площадок.

1.2 Стандарт не распространяется на строительство линейных сооружений, линий электропередачи, связи, трубопроводов и других объектов технической инфраструктуры, а также в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей, расположенных за пределами строительной площадки.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ 4.132-85 Система показателей качества продукции. Огнетушители. Номенклатура показателей
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.046-85 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок
ГОСТ 286-82 Трубы керамические канализационные. Технические условия
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 6942-98 Трубы чугунные канализационные и фасонные части к ним. Технические условия
ГОСТ 17925-72 Знак радиационной опасности
ГОСТ 18599-2001 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
ГОСТ 25957-83 Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
ГОСТ Р 50838-2009 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия
СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция"
СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция"
СП 49.13330.2010 "СНиП 12-03-99 Безопасность труда в строительстве. Часть 1"
_________________
В настоящее время официальная информация об опубликовании отсутствует, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины в соответствии с ГОСТ 25957, СП 48.13330 и [1, 2], а также следующие термины и соответствующие определения.

3.1 бытовой городок (комплекс производственного быта): Совокупность зданий и сооружений, предназначенных для создания нормальных производственных и санитарно-бытовых условий работающим на строительной площадке.

3.2 бытовые здания: Здания, предназначенные для санитарно-гигиенического обслуживания работающих.

3.3 временная строительная инфраструктура: Динамическая система, включающая постоянные, мобильные и временные объекты, средства механизации, инженерные сети и другие элементы, необходимые для организации строительного производства при возведении объектов капитального строительства.

3.4 временное водоснабжение строительства: Обеспечение строительной площадки водой по временной схеме для удовлетворения производственных, хозяйственных и противопожарных нужд.

3.5 временное энергоснабжение строительства: Энергообеспечение строительной площадки по временной схеме для удовлетворения силовых нагрузок, технологических нужд, наружного и внутреннего освещения.

3.6 временные дороги: Дороги, прокладываемые на строительной площадке для временных нужд.

3.7 временные здания на строительных площадках: Надземные здания подсобно-вспомогательного и обслуживающего назначения одноразового использования при создании временной строительной инфраструктуры.

3.8 временные инженерные сети: Коммуникации, прокладываемые на территории строительной площадки для обеспечения мобильных зданий и производства строительно-монтажных работ.

3.9 запасы производственные: Средства производства, имеющиеся на строительных площадках и не переданные в производственный процесс.

3.10 зона монтажная: пространство с возможным падением груза при установке и закреплении конструкций и элементов.

3.11 зона обслуживания краном (рабочая зона крана): Пространство, определяемое максимальным вылетом стрелы на участке между крайними стоянками крана.

3.12 зона возможного падения груза (опасная зона работы крана): Пространство с возможным падением груза во время его перемещения, установки и закрепления с учетом вероятного рассеивания при падении.

3.13 инженерная подготовка территории строительной площадки: Внутриплощадочные работы и противопожарные мероприятия по обустройству строительной площадки и созданию рациональной строительной инфраструктуры в объеме, необходимом для производства основных строительно-монтажных работ.

3.14 ограждение строительной площадки: Устройство по периметру строительной площадки или внутри нее для выделения территории и участков производства строительно-монтажных работ.

3.15 ограждение защитное: Устройство, предназначенное для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами (по ГОСТ 23407-78).

3.16 ограждение защитно-охранное: Устройство для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства (по ГОСТ 23407-78).

3.17 организация складского хозяйства: Комплекс мероприятий и работ по организации временного хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования.

3.18 площадка строительная: Земельный участок, отведенный в соответствии с проектной документацией для постоянного размещения объекта капитального строительства.

3.19 расчет потребности в воде при строительстве объекта: Определение суммарного расхода воды по трем группам потребителей - производственные, хозяйственно-бытовые, противопожарные нужды.

3.20 строительный генеральный план (стройгенплан): Организационно-технологический документ, состоящий из графической и расчетной частей, регламентирующих состояние временной строительной инфраструктуры на строительной площадке при возведении или реконструкции зданий и сооружений.

4 Общие положения

4.1 Границы строительной площадки, расположение постоянных и строящихся зданий, сооружений и временной строительной инфраструктуры указываются в стройгенплане.

4.2 Стройгенпланы подразделяются на два вида - общеплощадочный и объектный.

4.3 Общеплощадочный стройгенплан охватывает всю территорию строительства комплекса (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного) или отдельного сложного здания и сооружения и включает временную строительную инфраструктуру, необходимую для обслуживания всего комплекса объектов.
Общеплощадочный стройгенплан для подготовительного (при необходимости) и основного периодов строительства находится в составе раздела "Проект организации строительства" проектной документации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию" [3], пункт 24).

4.4 Объектный стройгенплан разрабатывается отдельно на каждое строящееся здание и сооружение, входящее в общеплощадочный стройгенплан, и включает временную строительную инфраструктуру, необходимую для возведения (реконструкции) такого объекта.
Объектный стройгенплан разрабатывается в составе "Проекта производства работ" в соответствии с пунктом 5.7.5 СП 49.13330.
Объектный стройгенплан может разрабатываться на этапы (подготовительный, основной) и виды работ (земляные, возведение подземной части, возведение надземной части, отделочные, кровельные).

4.5 К временной строительной инфраструктуре относятся: мобильные (инвентарные) и временные здания и сооружения, используемые постоянные и временные дороги, используемые постоянные и временные инженерные сети, источники и средства связи, энерго- и водоснабжения строительной площадки, выделенные места установки строительных и грузоподъемных машин и пути их передвижения, места складирования материалов, изделий и конструкций, площадки укрупнительной сборки.

4.6 Размещение на строительной площадке временной строительной инфраструктуры предусматривает:
- минимизацию объемов временного строительства за счет максимального использования постоянных зданий, дорог и инженерных сетей;
- максимальное использование мобильных (инвентарных) зданий и сооружений для создания нормальных производственных и бытовых условий для работающих;
- максимально возможную прокладку всех видов временных инженерных сетей по постоянным трассам;
- оптимизацию схем доставки материально-технических ресурсов с минимальным объемом перегрузочных работ;
- максимально возможное размещение временной строительной инфраструктуры на участках, не предназначенных для строительства.

4.7 На территории строительной площадки (по пункту 4.9 СП 49.13330) выделяются опасные для работающих зоны с постоянно действующими опасными производственными факторами с установкой предохранительных защитных ограждений и знаков безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
Образцы знаков безопасности приведены в Приложении А.

4.8 Бытовые городки, проходы и места отдыха работающих располагаются за пределами опасных зон (согласно пункту 4.10 СП 49.13330).

4.9 Участки работ и рабочие места должны полностью соответствовать требованиям безопасности труда в соответствии с действующими нормативными документами (СП 49.13330 раздел 6).

4.10 Проходы с уклоном более 20° в соответствии с пунктом 6.2.22 СП 49.13330 оборудуются трапами или лестницами с ограждениями. Ширина проходов к рабочим местам в соответствии с пунктом 6.2.19. СП 49.13330 должна быть не менее 0,6 м, а высота проходов в свету - не менее 1,8 м.

4.11 Входы в строящиеся здания и сооружения защищаются козырьком шириной не менее 2,0 м в соответствии с ГОСТ 23407.

4.12 Проходы через траншеи, ямы, канавы должны иметь переходные мостики шириной не менее 1,0 м с перилами с обеих сторон, высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой на высоту 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила в соответствии с пунктом 6.2.9 СП 49.13330.

4.13 Для перехода рабочих по сыпучему грунту с большой текучестью и способностью засасывания устанавливаются трапы или настилы с перилами на всем пути движения.

4.14 Колодцы, шурфы и другие выемки согласно пункту 6.2.14 СП 49.13330 закрываются крышками, щитами или ограждаются с освещением сигнальными лампочками в темное время суток.

5 Ограждение строительной площадки и участков производства работ

5.1. Ограждению подлежат следующие территории в соответствии с ГОСТ 23407:
- выделенные территории строительных площадок;
- выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей;
- участки с опасными и вредными производственными факторами;
- участки с материальными ценностями строительной организации (при необходимости).

5.2 Ограждения подразделяются на типы в зависимости от функционального назначения, конструктивного решения и исполнения в соответствии с ГОСТ 23407.

5.3 Ограждения в зависимости от функционального назначения подразделяются на защитно-охранные, защитные, сигнальные согласно пункту 1.1 ГОСТ 23407.

5.4 Ограждения в зависимости от конструктивного решения подразделяются на панельные, панельно-стоечные и стоечные по пункту 1.2 ГОСТ 23407.

5.5 Ограждения по исполнению подразделяются на ограждения с доборными элементами (защитные козырьки, тротуар, перила, подкосы) и без доборных элементов (рисунок 1) по ГОСТ 23407.

Рисунок 1 - Схемы ограждений

 "СТО


а) панельные ограждения

 "СТО


б) панельно-стоечные ограждения

 "СТО


в) стоечные ограждения

 "СТО


г) ограждения с дробными элементами

1 - панель ограждения; 2 - подкос панели; 3 - опора (лежень); 4 - панель тротуара; 5 - горизонтальный элемент перил; 6 - поручень; 7 - стойка перил; 8 - панель козырька; 9 - подкос козырька; 10 - стойка ограждения; 11 - пеньковый или капроновый канат, проволока
Рисунок 1 - Схемы ограждений

5.6 Ограждения выполняются сборно-разборными с унифицированными элементами и деталями.

5.7 Геометрические размеры ограждений должны соответствовать значениям, приведенным в разделе 2 ГОСТ 23407:
- длина панелей - 1,2; 1,6; 2,0 м;
- высота панелей - 2,0 м (для защитно-охранных и защитных с козырьком ограждений строительных площадок), 1,6 м (для защитных без козырька ограждений строительных площадок), 1,2 м (для защитных ограждений участков производства работ);
- высота стоек сигнальных ограждений - 0,8 м;
- расстояние между стойками сигнальных ограждений - не более 6,0 м.

5.8 Панели защитно-охранных и охранных ограждений строительной площадки выполняются сплошными, а остальные ограждения - разреженными согласно ГОСТ 23407.

5.9 Длина панелей козырьков и тротуаров должна быть кратна длине панелей ограждений.

5.10 Защитный козырек устанавливается по верху ограждений с подъемом в сторону проезжей части (тротуаров) под углом 20°, полностью перекрывая ширину тротуара со свесом 50-100 мм в соответствии с ГОСТ 23407.

5.11 Защитный козырек должен выдерживать снеговую нагрузку, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов согласно пункту 6.2.2 СП 49.13330.

5.12 Конструкция панелей тротуаров должна обеспечивать проход для пешеходов шириной не менее 1,2 м в соответствии с ГОСТ 23407.

5.13 Проходы оборудуются со стороны улиц и проездов перилами на высоте 0,5 м и 1,1 м от уровня тротуара согласно ГОСТ 23407.

5.14 Проемы ворот должны соответствовать габаритам транспортных средств в загруженном состоянии со свободными проходами в обе стороны шириной не менее 0,6 м.

5.15 На территории строительства площадью от 5 га и более устанавливаются не менее двух въездов с противоположных сторон строительной площадки.

5.16 Все ограждения не должны иметь повреждений и отклонений по вертикали, посторонних объявлений, надписей и знаков.

5.17 При повторном использовании ограждения должны быть отремонтированы и окрашены заново красками, устойчивыми к неблагоприятным погодным условиям, в соответствии с ГОСТ 23407.

6 Размещение монтажных кранов и механизмов

6.1 Размещение монтажных кранов, подъемников и др. механизмов на строительной площадке осуществляется с учетом требований охраны труда и методов эффективного производства работ в соответствии с разделом 7 СП 49.13330.

6.2 Последовательность привязки кранов включает: определение требуемых параметров работы крана; выбор крана; привязку крана и подкрановых путей к строящемуся объекту; установление зоны действия крана; выявление условий работы; введение при необходимости ограничения в зону действия крана.

6.3 Выбор монтажного крана осуществляется по следующим показателям: требуемая грузоподъемность; требуемый вылет стрелы; требуемая высота подъема крюка; стоимость машиносмены или механизированного процесса с учетом [4, 5, 6].

6.4 Привязка крана и подкрановых путей к строящемуся объекту включает поперечную и продольную привязку.

6.5 Поперечная привязка крана предусматривает безопасное расстояние между строящимся объектом и краном [6, 7] и определяется по формуле

 "СТО, (1)


где  "СТО - минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м;
 "СТО - радиус поворотной платформы или выступающей части крана, м;
 "СТО - минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита объекта, принимается не менее 0,7 м при высоте объекта до 2 м и 0,4 м при высоте более 2 м.

6.6 Продольная привязка крана устанавливает крайние стоянки и длину подкрановых путей [4, 5, 6]. Крайние стоянки определяются по максимальному вылету стрелы при обеспечении необходимой грузоподъемности при монтаже торцовых конструкций (элементов).

6.6.1 Расчетная длина подкранового пути определяется по формуле

 "СТО, (2)


где  "СТО - длина подкранового пути, м;
 "СТО - расстояние между крайними стоянками, м;
 "СТО - база крана, м;
 "СТО - длина тормозного пути, м;
 "СТО - длина от конца рельса до тупиков, м.

6.6.2. Минимальная длина подкранового пути для перемещающегося крана должна быть не менее 25 м, составляющих два звена подкранового пути [4, 7].
Принимаемая фактическая длина подкранового пути определяется корректировкой расчетной длины в сторону увеличения до кратности длины полузвена, равного 6,25 м

 "СТО, (3)


где  "СТО - фактическая длина подкранового пути, м;
 "СТО - количество полузвеньев;
 "СТО - минимальная длина покровного пути, равная 25 м.

6.7 При установке кранов у зданий или сооружений, имеющих подвалы или другие подземные пустоты, к проекту производства работ прикладываются расчеты несущей способности таких сооружений на крановые нагрузки, выполненные автором проекта.

6.8 При привязке башенных кранов положение стрелы и расположенного вверху противовеса при их монтаже, демонтаже должны находиться над свободной территорией.
В случае невозможности организации площадки для монтажа, демонтажа башенного крана разрабатываются технические решения в составе проекта производства работ.

6.9 При работе грузопдъемных машин на строительной площадке, согласно РД-11-06 необходимо выделить следующие зоны, опасные для людей: монтажная зона, рабочая зона крана (зона обслуживания краном), зона перемещения груза, опасная зона работы крана, опасная зона подкрановых путей, опасная зона работы подъемника, опасная зона дорог, опасная зона вдоль линий воздушных путей.

6.10 Монтажную зону составляет пространство с возможным падением груза при установке и закреплении элементов. Минимальное расстояние отлета груза при его падении определяется в соответствии с приложением Г СП 49.13330 и [5, 6].

6.11 Рабочая зона или зона обслуживания краном включает пространство, границей которого является окружность, описываемая крюком крана, радиусом, равным максимальному вылету стрелы крана.

6.12 Зона перемещения груза состоит из пространства, находящегося в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана [4, 5], и определяется как

 "СТО, (4)


где  "СТО - радиус зоны перемещения груза, м;
 "СТО - максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;
 "СТО - ширина самой длинномерной конструкции, м;
 "СТО - длина самой длинномерной конструкции.

6.13 Опасная зона работы крана включает пространство с возможным падением груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при перемещении [4, 5]:

 "СТО, (5)


где  "СТО - радиус опасной зоны работы крана, м;
 "СТО - расстояние, учитывающее возможное рассеивание груза при падении, равное:

 "СТО7 м при высоте здания до 20 м;

 "СТО10 м при высоте здания более 20 м.

6.14 Опасная зона подкрановых путей состоит из полосы отвода земли, на которой расположены подкрановые пути, и зоны безопасности. С одной стороны границей зоны является строящееся здание, а с другой - временное ограждение вдоль пути.

6.15 Расстояние от ограждения до оси ближнего рельса определяется по формуле

 "СТО, (6)


где  "СТО - расстояние от ограждения до оси ближнего рельса, м;
 "СТО - ширина колеи, м;
 "СТО - безопасное расстояние от выступающей части крана до ограждения, принимаемое не менее 0,7 м.

6.16 Опасная зона работы подъемника включает пространство, в пределах которого возможно падение поднимаемого или опускаемого подъемником груза [5, 6].

6.16.1 При высоте подъема груза до 20 м ширина опасной зоны принимается не менее 5 м [4, 5].

6.16.2 При высоте подъема груза более 20 м к ширине опасной зоны на каждые 15 м подъема добавляется по 1 м:

 "СТО, (7)


где  "СТО - ширина опасной зоны работы подъемника, м;
 "СТО - высота подъема груза, м.

6.16.3 Головка подъемника во время работы кранов должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м.

6.16.4 В месте загрузки подъемника устанавливается стенд со следующей информацией: грузоподъемность подъемника, таблица масс грузов с перечнем и количеством грузов, способы затаривания грузов, список ответственных лиц, правила пользования подъемником.

6.16.5 К месту управления подъемником подводится сигнализация со всех этажей или подъемник оборудуется телефонной (радио) связью.

6.16.6 Подъездные пути, площадки складирования грузов и навес для моториста (грузового подъемника) должны находиться за пределами опасной зоны.

6.17 Опасная зона дорог состоит из подъездов и подходов в пределах вышеуказанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе или осуществляется движение транспорта или работа других механизмов.

6.18 Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи (ЛЭП) является пространство, заключенное между двумя вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних под напряжением проводов на расстоянии, указанном в таблице 1, в соответствии с СП 49.13330.
Таблица 1 - Границы опасных зон

Напряжение, кВ

Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м

Расстояние от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м

До 1,0

0,6

1,0

1,0-35

0,6

1,0

60, 110

1,0

1,5

150

1,5

2,0

220

2,0

2,5

330

2,5

3,5

400, 500

3,5

4,5

750

5,0

6,0

800

3,5

4,5

1150

8,0

10,0


6.19. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной ЛЭП работа строительных машин в охранной зоне ЛЭП разрешается в соответствии с пунктом 7.2.5.2 СП 49.13330 при условии:
- расстояние от подъемной и выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2;
- корпуса машин, кроме машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.
Таблица 2 - Допустимые расстояния от подъемных и выдвижных частей машин при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением

Напряжение, кВ

Расстояние, м

минимальное

минимально измеряемое техническими средствами

1

2

3

До 20

2,0

2,0

От 20 до 35

2,0

2,0

От 35 до 110

3,0

4,0

От 110 до 220

4,0

5,0

От 220 до 400

5,0

7,0

От 400 до 750

9,0

10,0

От 750 до 1150

10,0

11,0


6.20 Вдоль опасных зон грузоподъемных машин на строительной площадке выставляют знаки безопасности в соответствии с Приложением Г (Р 03; Р 21) и Приложением Д (W 06; W 08; W 09) ГОСТ 12.4.026.
________________
На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.4.026-2001. - Примечание изготовителя базы данных.

Нахождение людей в опасной зоне подъемника в период подъема грузов запрещается.

7 Внутрипостроечные дороги

7.1 Внутрипостроечные дороги должны обеспечивать свободный проезд ко всем эксплуатируемым, строящимся и сносимым зданиям и сооружениям, в зону действия монтажных кранов, к площадкам укрупнительной сборки и местам складирования материалов, конструкций и оборудования.

7.2 Внутрипостроечные временные дороги возводятся по разметкам трасс будущих постоянных дорог после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водостоков и инженерных коммуникаций.

7.3 Строительство внутрипостроечных временных дорог завершается до начала работ по возведению подземной части объекта в соответствии с СП 48.13330.

7.4 Проектирование внутрипостроечных временных дорог осуществляется в следующей последовательности: разработка схемы движения транспорта и расположения дорог в плане; установление параметров дорог и опасных зон; определение конструкций дорог, объемов работ и необходимых ресурсов.

7.5 Внутрипостроечные дороги должны быть кольцевыми. При наличии тупиковых дорог устраиваются разъездные и разворотные площадки.

7.6 На стройгенлане проекта производства работ отмечаются въезды и выезды, направления движения, разъезды, развороты, стоянки при разгрузке и места расположения знаков безопасности движения [5, 8].

7.7 Параметрами дорог являются: число полос движения, радиус закругления дорог, величина расчетной видимости [4].

7.8 При пересечении автомобильных и железных дорог устраиваются сплошной настил, ограждения (при необходимости - шлагбаум) и освещение, а также подъезд оборудуется звуковой и световой сигнализацией. Ширина проезжей части в местах пересечения железной дороги должна быть не менее 4,5 м.

7.9 Конструкции временных дорог зависят от конкретных условий эксплуатации и включают следующие типы: естественные грунтовые профилированные, грунтовые улучшенной конструкции, с твердым покрытием, из сборных железобетонных плит [4, 9].

7.9.1 Выбор типа дороги зависит от интенсивности движения массы машин, несущей способности грунта, гидрогеологических условий и экономической эффективности.

7.9.2 Естественные грунтовые профилированные дороги рекомендуется устраивать при интенсивности движения до трех автомобилей в час при одном направлении при благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях.

7.9.3 Грунтовые улучшенной конструкции дороги используются при больших нагрузках или при неблагоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях. Для этого естественные грунтовые дороги укрепляются гравием, шлаком, песчано-гравийно-глинистой смесью, обжигом глины, цементом, вяжущими.

7.9.4 Дороги из сборных железобетонных плит сооружаются под нагрузку 12 т на ось. Плиты укладываются на песчаную постель толщиной от 10 до 25 см.

7.10 Все постоянные и временные дороги, возведенные в подготовительном периоде, при их эксплуатации в период строительства не раскапываются. Подземные коммуникации под ними закладываются на всю ширину дорог, включая обочины.

7.11 Применение внутрипостроечных железных дорог целесообразно при больших объемах перевозок.
Примечание - Большие объемы перевозок обычно характерны для следующих объектов: тепловые, атомные и гидроэлектростанции, прокатные станы, крупные химические производства, карьер - производство материалов, лесозаготовка - лесопильное производство.

7.11.1 При строительстве железных дорог в подготовительный период выделяются участки путей для подачи сборных железобетонных, металлических конструкций, технологического оборудования, сыпучих материалов и других грузов на строительную площадку или внеплощадочные базы производственно-технологической комплектации строительной организации.

7.11.2 Для организации механизированной сборки звеньев железнодорожных путей на территории промышленного предприятия устраивается звеносборочная база. Базы размещаются в местах, свободных от застройки, и с перспективой расширения и реконструкции предприятия.

7.11.3 К территории звеносборочной базы подводятся электросети, паропровод, водопровод питьевой, хозяйственно-бытовая канализация, а также устраиваются навесы для хранения рельсовых креплений, площадки для складирования рельсов, деревянных и железобетонных шпал, площадки для сборки звеньев.

7.11.4 Сборка звеньев железнодорожных путей осуществляется автомобильным краном с раскладкой шпал и рельсов. Собранные звенья грузятся на железнодорожные платформы и транспортируются к месту укладки.

7.11.5 Устройство временных железнодорожных тупиков для подъездов к складам сборки металлоконструкций и технологического оборудования производится в начале подготовительного периода строительства.

7.11.6 До начала устройства железнодорожных путей выполняются все работы по прокладке пересечений трубопроводов, тоннелей, каналов и кабельных блоков.

8 Организация складского хозяйства

8.1 Склады подразделяются на следующие типы: открытые площадки, полузакрытые склады, закрытые склады, специальные склады [4, 5, 6].

8.2 Открытые площадки предназначаются для складирования материалов и конструкций, не требующих защиты от атмосферных воздействий: бетонные и железобетонные конструкции, кирпич, щебень, песок, гравий и т.п.

8.3 Полузакрытые склады (навесы) применяются для хранения материалов и изделий, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но требующих защиты от атмосферных воздействий: столярные изделия, пиломатериалы, металлические изделия, утеплитель.

8.4 Закрытые склады служат для хранения материалов и изделий, портящихся на открытом воздухе или нуждающихся в охране: электротехнические и сантехнические изделия, отделочные материалы, цемент, известь, гипс, фанера, скобяные изделия, спецодежда.

8.5 Специальные склады предназначены для хранения горючесмазочных материалов (ГСМ), взрывчатых веществ (ВВ), химических реактивов и т.п.

8.6 Ширина проходов склада должна быть не менее 1 м, а проездов - в зависимости от габаритов машин и механизмов, обслуживающих склад (согласно пункту 6.3.4 СП 49.13330).

8.7 Материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании в соответствии с пунктом 6.3.3 СП 49.13330 размещают следующим образом образом:
- кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса; в контейнерах - в один ярус; без контейнеров - высотой не более 1,7 м. Кирпич складируется по сортам, а лицевой кирпич - по цветам и оттенкам. Осенью и зимой штабеля кирпича покрываются листами толя или рубероида;
- стеновые панели - в пирамиды или специальные кассеты в соответствии с паспортом на указанное оборудование (пирамиды, кассеты) с учетом геометрических размеров изделий и устойчивости их при складировании;
- панели перегородок - вертикально в специальные кассеты в соответствии с паспортом на кассету. Гипсобетонные панели устанавливаются в пирамиду с отклонением от вертикали на угол не более 10°. Гипсобетонные перегородки обязательно укрываются от атмосферных осадков;
- стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;
- плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками, которые располагают перпендикулярно пустотам или рабочему пролету;
- ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;
- фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
- стены жесткости в зависимости от вида их транспортирования с завода - в пирамиды или аналогично плитам перекрытия;
- круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
- пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля. В любом случае высота штабеля не должна превышать 3 м;
- мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;
- санитарно-технические и вентиляционные железобетонные блоки - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;
- ящики со стеклом - на подкладках вертикально в один ряд по горизонтали;
- битум - в специальную тару, исключающую его растекание;
- черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;
- теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м, хранить в закрытом сухом помещении;
- трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
- трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами;
- нижний ряд труб укладывается на подкладки, укрепляется инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладке.

8.8 При складировании железобетонных элементов, имеющих петли (плиты, блоки, балки и т.д.), высота прокладок должна быть больше выступающей части монтажных петель не менее чем на 20 мм.

8.9 При складировании грузов заводская маркировка должна быть видна со стороны проходов.

8.10 В пирамидах размещаются панели одинаковых марок. Панели должны плотно прилегать друг к другу по всей плоскости. Не допускается односторонняя загрузка пирамид [10].
Изделия устанавливаются в кассеты, пирамиды и другое оборудование приобъектного склада с учетом их геометрических размеров и форм для сохранения устойчивости как изделий, так и складского оборудования [10].

8.11 Расстояние между штабелями одноименных конструкций, сложенных рядом (плиты перекрытий), или между конструкциями в штабеле (балки, колонны) составляет не менее 200 мм.

8.12 Высота штабеля или ряда штабелей на общей прокладке не должна превышать его полуторную ширину [11].

8.13 В штабелях прокладки располагаются по одной вертикали. Расположение прокладок зависит от условий работы изделия в конструкции.

8.14 В каждом штабеле хранятся конструкции и изделия одномерной длины [10].

8.15 В стесненных условиях при отсутствии площадок складирования допускается складирование материалов и конструкций на перекрытиях (покрытиях) существующих и реконструируемых зданий или сооружений при письменном разрешении автора проекта и разработке необходимых мероприятий, обеспечивающих устойчивость здания или сооружения.

9 Бытовые городки строителей

9.1 Бытовые городки строителей формируются из расчета 6-8 м "СТО на одного человека. Городки должны быть удалены от рабочих мест не более чем на 250-500 м, оптимальная удаленность 100-200 м [8].

9.2 Бытовой городок состоит из мобильных (инвентарных) зданий для бригады, строительного участка, строительной организации в соответствии с СП 48.13330.

9.3 Бытовой городок для бригады должен включать гардеробную или бригадный бытовой комплекс с умывальником, сушилкой одежды и обуви, помещениями для отдыха, обогрева и приема пищи, а также туалетом согласно [9, 12].

9.4 Бытовой городок для обслуживания строительных участков оснащается гардеробными, душевыми (мужские и женские), помещениями для личной гигиены женщин, помещениями для сушки одежды и обуви, буфетом, столовой-раздаточной [8, 11].

9.5 Бытовой городок для обслуживания строительной организации должен включать: медпункт, туалет (канализованный), помещение для стирки (химчистки) и ремонта рабочей одежды (обуви), здания и помещения служебные (конторы мастера, производителя работ, начальника участка, помещения для проведения занятий и собраний, диспетчерская), здания и помещения вспомогательные (кладовые, инструментальные), здания и помещения коммунально-бытовые, сооружения и установки (навес для отдыха, скамьи), информационные стенды, урны, ограждения, тротуары согласно [8, 12].

9.6 Расстояние от мобильного (инвентарного) здания или сооружения рекомендуется принимать [8], м:

а) до края проезжей части автомобильной дороги:
- при отсутствии въезда и длине здания до 20 м - 1,5;
- при отсутствии въезда и длине здания более 20 м - 3;
- при наличии въезда в здание электрокаров и двуосных автомобилей - 8;
- при наличии въезда трехосных автомобилей - 12;

б) до железнодорожных путей с колеей:

1520 мм - 3,75;

750 мм - 3;

в) до ограждения площадок здания - 1,5;

г) до ограждения охраняемой части площадок здания - 5;

д) до наружных граней конструкций опор и эстакад - 0,5.

9.7 Тротуары или пешеходные трассы, в том числе для прохода к бытовым зданиям, располагаются вдоль дорог, но на расстоянии больше 2 м от бортового камня проезжей части автодороги (или после кювета). Если вспомогательные здания находятся на расстоянии ближе, чем 3,75 м от железнодорожных путей, тротуары должны иметь соответствующие ограждения [9].

9.8 Учет, отчетность и планирование новых поступлений инвентарных зданий для формирования бытовых городков в строительных организациях производится по форме учетной карточки, лицевая сторона которой приведена на рисунке Б.1 (приложение Б), а оборотная на рисунке Б.2 (приложение Б).

9.9 Выбор системы водоснабжения

9.9.1 Система водоснабжения бытовых городков включает емкость чистой воды, станцию второго подъема, наружные сборно-разборные сети, внутренние сети и оборудование водопровода.

9.9.2 Для противопожарных целей в соответствии с ГОСТ 12.1.004 устанавливаются емкости объемом не менее 54 м "СТО с радиусом обслуживания не более 100-150 м. В качестве пожарных емкостей, в первую очередь, используются незамерзающие естественные водоемы и водотоки. При отсутствии таковых запас воды хранится в открытых резервуарах, дно и откосы которых изолируются асфальтовым слоем толщиной от 8 до 10 см на подушке толщиной 300-350 мм из жирной глины по утрамбованному грунту. Обычный объем резервуаров составляет от 25 до 50 м "СТО, для больших площадок - до 100 м "СТО. Также используются и резинотканевые резервуары, устанавливаемые в отапливаемых зданиях.

9.9.3 Принципиальная схема сети временного водопровода может быть кольцевой, тупиковой или смешанной. При необходимости хозяйственно-питьевой водопровод выделяется в самостоятельную систему

9.9.4 Для временного водоснабжения бытовых городков следует предусматривать инвентарные водоочистные установки и станции с высоким уровнем заводской готовности типа "Струя".

9.9.5 Потребность в воде определяется как

 "СТО, (8)


где  "СТО - общий расход воды на хозяйственно-бытовые нужды, л/с;
 "СТО - расход воды на хозяйственно-питьевые нужды, л/с;
 "СТО - расход воды на душевые, л/с.
Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды  "СТО, л/с, равняется

 "СТО, (9)


где  "СТО - расход воды на одного работающего;
 "СТО - число работающих в смене;
 "СТО - коэффициент неравномерного водопотребления;
 "СТО - время потребления воды при работе в две смены.
Для городков различной численности работающих расход воды на хозяйственно-питьевые и душевые нужды, общая потребность воды и внутренний диаметр водопровода приведены в таблицах 3-6 [9].

9.9.6 Расход воды на душевые определяется по формуле

 "СТО, (10)


где  "СТО - норма расхода воды на одного работающего;
 "СТО - число рабочих, пользующихся душем;
 "СТО - время работы душевой; при работе в две смены  "СТО90 мин.
Таблица 3 - Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды

 "СТО, чел.

50

100

150

200

250

300

400

500

 "СТО, л/с

0,4

0,8

1,2

1,6

2,0

2,4

3,2

4,0


Таблица 4 - Расход воды на душевые

 "СТО, чел.

25

50

100

150

200

250

300

400

500

 "СТО, л/с

0,14

0,28

0,56

0,84

1,12

1,4

1,68

2,24

2,8


9.9.7 Расчет необходимого диаметра временного водопровода производится по формуле

 "СТО, (11)


где  "СТО - внутренний диаметр водопровода, мм;
 "СТО - общий расход воды, л/с;
 "СТО - скорость движения воды по трубам, м/с.
Таблица 5 - Общая потребность воды

 "СТО, чел.

25

50

100

150

200

250

300

400

500

 "СТО, л/с

0,34

0,68

1,36

2,04

2,72

3,4

4,08

5,44

6,8


Таблица 6 - Внутренний диаметр водопровода

 "СТО, чел.

25

50

100

150

200

250 и более

 "СТО, мм

50

100

200

300

400

500


9.9.8 Для водопровода применяются стальные водопроводные трубы в соответствии с ГОСТ 3262 и трубы напорные из полиэтилена согласно ГОСТ 18599.

9.10 Выбор системы электроснабжения

9.10.1 На первом этапе определяется общая мощность энергопотребляющего оборудования с учетом коэффициента запаса мощности источника электроснабжения (см. таблицы 7, 8).
Таблица 7 - Общая мощность электроэнергии для городков различной численности